Версия 4.37 - 15.11.18


Авторский курс "Нота и Цифра"
  Приглашение  |  Программа курса  |  |  Наверх  

Приглашение
Факультативный курс
«Нота и Цифра»
Компьютерные музыкальные технологии

для студентов Лицея информационных технологий (Школа №1533 ЛИТ)

Автор А.Б. Родионов
 


Если вы любите музыку и хотите научиться создавать её сами, используя самые современные музыкальные компьютерные технологии, то этот новый курс для вас. Вы научитесь сочинять музыку, аранжировать её, а также выполнять работу звукорежиссера и мастеринг-инженера.

Кроме того, вы узнаете об основных принципах синтеза и сэмплинга, научитесь работать с компьютерными программами для записи и обработки музыки, а также получите знания о физической природе звука – колебаниях и спектрах сигналов.

Те же из вас, кто, кроме этого, захочет научиться создавать не только музыку, но и программы для музыкальной работы, будут иметь возможность получить базовые знания по программированию на языке С++ и познакомятся с основами сетевых технологий для написания собственных программ и плагинов, работающих совместно с компьютерными Цифровыми Аудио Станциями (DAW).

Курс будет вести Андрей Борисович Родионов - член Правления Ассоциации электроакустической музыки при Союзе композиторов России, композитор, программист и системный администратор.

С более подробным описанием и планом курса можно ознакомиться ниже

Вопросы можно задавать на Форуме или по телефону +7 916 272-05-50 непосредственно автору курса. Кроме того, со вторника по пятницу вы можете зайти в к. 202 на Ломоносовском пр-те, 16 и задать ваши вопросы автору лично, а также записаться в учебную группу.

Курс рассчитан на студентов 6-11 классов Лицея информационных технологий (Школа №1533 ЛИТ)


  Приглашение  |  Программа курса  |  |  Наверх  

Программа курса

Программа факультативного курса
«Нота и цифра»
Компьютерные музыкальные технологии

Автор: А.Б. Родионов


Место курса в образовательном процессе

Курс рассчитан на учащихся 6-11 классов (в дальнейшем – студентов) Лицея информационных технологий. Продолжительность и время обучения - как минимум 3 часа в неделю, 36 недель или 108 часов.

Требования к предварительному уровню подготовки

Базовые навыки использования компьютеров. Желательно наличие у студентов музыкального слуха. Очень полезным будет наличие музыкального образования и умение играть на музыкальных инструментах.

Цели и задачи курса

Обучение студентов работе в современной музыкальной студии:
  • ознакомление студентов с методами и технологиями работы в современных компьютерных музыкальных студиях;
  • приобретение практических навыков работы с музыкальным программным обеспечением;
  • приобретение знаний об основных характеристиках и методах анализа аудио сигналов с использованием актуальных компьютерных средств;
  • приобретение практических навыков записи, сведения и мастеринга музыкального материала;
  • обучение основным методам синтеза и сэмплинга аудио для создания типовых оркестровых звучаний и оригинальных звуковых палитр;
  • обучение базовым методам компьютерной работы с видеоматериалами.
Обучение основам музыкальной грамотности:
  • приобретение и расширение базовых знаний о сочинении и аранжировке музыки с использованием как традиционных, так и компьютерных технологий.
Ознакомление и обучение студентов основам программирования:
  • обучение основам программирования на языке C++;
  • изучение стандартных интерфейсов плагинов для обработки аудио (VST) и музыкальных инструментов (VSTi) при работе с секвенсорами.
Ознакомление и обучение студентов сетевым технологиям:
  • изучение основных сетевых протоколов и взаимодействия компьютеров в рамках локальных сетей и Интернет.
Разработка и практическое обучение студентов программированию с использованием музыкальных технологий:
  • разработка и создание оригинальных аналогов уже существующих плагинов и программ для обработки и синтеза, как аудио, так и видео.
Изучение и практическое обучение студентов созданию веб-сайтов и их продвижению:
  • изучение современных методов создания веб-сайтов и их продвижения в Интернет;
  • продвижение оригинальных плагинов и программ, разработанных студентами, в Интернет на бесплатной основе.
Разработка оригинальных программ, использующих современные музыкальные технологии:
  • разработка оригинальных программ и плагинов, не имеющих аналогов или превосходящих аналоги по параметрам, на платной основе.

Все студенты, обучающиеся в рамках данного курса, получат базовые знания и навыки, необходимые им при будущей возможной специализации в различных областях музыкальной деятельности. В частности, для сочинения и записи собственной музыки или при работе в современных музыкальных студиях звукозаписи, а также при создании новых музыкальных продуктов для масс-медиа, компьютерных приложений, включая игры и Интернет. Однако, «сверхзадачей» данного курса является обучение и создание коллектива молодых разработчиков музыкального программного обеспечения, находящихся на острие современных знаний и технологий. Такой коллектив в дальнейшем должен быть способен создавать принципиально новые продукты под руководством преподавателя, имеющего уникальный теоретический и практический опыт во всех указанных выше областях.

Задачей данного курса не является изучение применения методов искусственного интеллекта при сочинении музыки так как при таких способах создания музыкальных произведений исключается человеческая эмоциональная составляющая, являющаяся главной особенностью музыки с самых давних времен.


Методы преподавания и формы взаимодействия со студентами

Курс рассчитан более чем на годовое обучение в силу значительного объёма знаний и различных навыков, которые должны приобретаться студентами, а также дальнейшего совершенствования этих умений.

Занятия проводятся в форме лекций и учебных семинаров, на которых студенты будут получать практические навыки работы со студийным оборудованием и различными компьютерными программными средствами.

На начальном этапе обучения студенты должны будут ознакомиться с уже существующими самыми прогрессивными музыкальными технологиями и программным обеспечением.

Занятия будут проводиться, в основном, в лекционной форме на большом экране в аудитории с одним полностью оборудованным рабочим местом преподавателя (компьютер с аудио интерфейсом, MIDI клавиатура, акустическая система, микрофон).

К этому же рабочему месту во время проведения учебных семинаров, по мере необходимости, будут вызываться группы студентов для практической работы и закрепления полученных знаний под руководством преподавателя. При этом остальные студенты смогут следить за работой вызванных групп на большом экране и слышать результат в студийной акустической системе рабочего места преподавателя.

В дальнейшем желательно оснастить рабочие места студентов, как минимум, бюджетными MIDI клавиатурами, аудио интерфейсами, наушниками и микрофонами, с помощью которых студенты смогут работать на своих учебных местах самостоятельно, а результаты своей работы демонстрировать всей аудитории через сетевое подключение к компьютерному месту преподавателя с большим экраном и акустической системой. Кроме того, индивидуальные рабочие места создадут предпосылки для ансамблевой практики исполнения музыкальных произведений и, в том числе, возможных концертных выступлений.

Контроль выполнения домашних заданий студентами, у которых имеется собственное соответствующее оборудование, может выполняться с помощью мобильных носителей или с загрузкой материалов на сервер учебного заведения через Интернет. Кроме того, для временно отсутствующих студентов могут проводиться вебинары.

Для максимально полноценного усвоения знаний планируется подготовить ряд методических и справочных материалов в виде электронных изданий и расположить их на сайте Автора курса и на сайте Лицея. Этими материалами в дальнейшем смогут пользоваться и вновь присоединяющиеся к группе студенты для самостоятельных занятий, а также под руководством преподавателя или более опытных товарищей.

Учебно-тематический план

Номер
темы
Наименования тем
1 Вводная лекция.
Цели и задачи Курса, демонстрация использования современных компьютерных технологий в музыке.
2 Основные этапы создания музыкальных произведений: сочинение, аранжировка, исполнение (сольное, ансамблевое и оркестровое), многоканальная звукозапись (трекинг), обработка и сведение, мастеринг фонограмм.
Концертное исполнение, звукоусиление, обработка и микширование в реальном времени.
3 Студийное оборудование: аналоговые и цифровые звуковые тракты, аудио обработка сигналов.
4 Основные измерительные приборы: указатели уровней, стерео баланса, фазы, анализаторы спектра. Уровень шумов. Искажения, их виды и их измерение.
5 Классы музыкального ПО: секвенсоры, синтезаторы, сэмплеры, вокодеры, аудио процессоры, микшеры. Плагины для обработки аудио. Цифровые аудио рабочие станции (Digital Audio Workstation - DAW).
6 Секвенсоры и DAW.
7 Начальный практикум по работе с DAW.
8 Практическая работа с DAW: MIDI-исполнение и многоканальная запись (трекинг), аудио-исполнение и трекинг, пошаговые ввод и редактирование MIDI и аудио событий.
9 Аудио процессоры и их классы. Компьютерные программы и плагины. Различные методы подключения плагинов обработки сигналов и синтеза звуков к DAW.
10 Практическое использование DAW: обработка и сведение многоканальных фонограмм.
11 Основные понятия мастеринга фонограмм. Работа с аудио редакторами, мастеринговые плагины.
12 Различные цели мастеринга. Практические работы по мастерингу фонограмм для Hi-End, радио, телевидения, Интернет.
13 Синтез и сэмплинг – общие сведения. Выбор и использование различных звуковых палитр для музыкальных произведений. Оркестровые и сольные звуковые палитры.
14 Создание оркестровых и оригинальных звуковых палитр, анализ динамически характеристик звуков.
15 Виды синтеза: аддитивный, субтрактивный, классические органные схемы, схема синтеза Moog, FM синтез, другие виды синтеза звука.
16 Практикум по синтезированию различных тембров.
17 Практикум по сэмплированию и обработке различных звуков. Поиск и установка «петель» (loops) в сэмплах.
18 Вокодерные технологии. Использование музыкальных вокодеров для создания эффектов вокальной артикуляции и «разговаривающих» музыкальных инструментов.
19 Основы компьютерных видео технологий.
20 Способы создания музыки и видеоряда, создание клипов под музыку, одновременное сочинение музыки и видеоряда при помощи видеосинтезаторов.
21 «Видеомузыка» - авторская концепция и технология, находящаяся в русле идей русского композитора А.Н. Скрябина.
22 Аналогии создания звуковой и видео палитры для «Видеомузыки» - синтез, сэмплинг и обработка. Цифровые видео эффекты.
23 Некоторые приёмы обработки и монтажа видео.
24 Основы сочинения запоминающихся мелодий. Вопрос-ответные формы. Кульминации и спады. Широкие и узкие интервалы.
25 Гармонизация мелодий. Гармонические функции. Функция баса. Классическая гармонизация в 4-х голосном проведении. Дирекцион и партитура.
26 Функции и расположение различных инструментов в классическом симфоническом оркестре.
27 Сочинение песен. Особенности и форма.
28 Более сложные формы. Сочинение музыки в других формах.
29 Особенности джазового исполнения музыки. Блюз, квадрат, свинг, импровизация. Математический и музыкальный анализ свинга.
30 Аранжировка музыкального материала. Типичные аранжировки.
31 Использование современных синтетических и электронных звучаний в аранжировках.
32 Дирижирование – управление оркестром. Отличие оркестра от ансамбля. Сольное, камерное и симфоническое звучание.
33 Музыкальные размеры, ритмические фактуры, синкопы, полиритмия. Особенности их использования в различных музыкальных жанрах.
34 Ознакомление с программированием музыкальных приложений.
35 Компиляторы и интерпретаторы. Почему С++, а не C#?
36 Основы программирования на C++
37 Знакомство с MS Visual Studio и Qt.
38 Простейшие программы.
39 Основы объектного программирования. Классы, наследование и другие особенности объектной модели. Основные отличия C++ от С.
40 Практикум по написанию простых консольных программ на C++
41 Графические интерфейсы. Использование MFC и OpenGL. Знакомство с другими библиотеками графических функций.
42 Практикум по написанию программ с графическим интерфейсом.
43 Изучение и освоение VST и VSTi API
44 Разработка и написание программ и плагинов, аналогичных тем, которые уже используются современными музыкантами.
45 Изучение сетевых протоколов передачи данных.
46 Практикум по передаче данных в локальной сети.
47 Изучение технологий создания веб-сайтов и веб-приложений.
48 Создание собственного сайта.
48 Продвижение в Интернет своих программных продуктов.
50 Разработка и создание музыкальных приложений, не имеющих аналогов или превосходящих существующие аналоги и их продвижение в Интернет.




Рейтинг@Mail.ru

Версия 4.37 - 15.11.18
(сайт адаптирован для прослушивания и просмотра на смартфонах без флэш-плеера)